МБОУ СОШ №5 ГДО "Сказка" х. Прогресс
Дидактические игры в организованной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей
25 февраля [вс]
Дидактические игры в организованной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей Уважаемые педагоги, хочу поделиться с вами своим опытом работы. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» писал: «Все дело в том, что мы, взрослые, если можно так выразиться, мыслим словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами».
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу чем на занятии. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т.д. .Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного. Пользоваться своими знаниями, выражать их словами.
Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Цель работы: развитие у детей самостоятельности в организации всех видов дидактических игр. Задачи: 1. Формировать интерес к дидактическим играм 2. Развивать умение играть по правилам, соблюдая норму поведения 3. Развивать умение выполнять роль ведущего в игре 4. Создавать условия для самостоятельного выбора детьми игры 5. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат игры Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: - игры с предметами (игрушками, природным материалом) - настольно-печатные - словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, квалификацию, установление последовательности в решении задач. Начиная с младшего возраста я использовала дидактические игры с матрешками, пирамидками, мелкими игрушками. Например д/и «Что изменилось? » (с матрешками). Во время этой игры у детей происходит активизация умственной деятельности, произвольного внимания, запоминания, связной речи. Д/и «Кто скорее соберет» (пирамидка). В этой игре развивается целеустремленность, сообразительность, умственная активность. Эти игры я старалась предлагать детям в утренний отрезок времени и во второй половине дня, так как кроме мыслительных действий развиваются личностные качества (усидчивость, желание довести до конца начатое). Развивается мелкая моторика, сенсорные качества и математические предпосылки (о форме предмета). Продолжаю эту работу и с детьми подготовительной группы. Они по- прежнему любят игры с предметами: «Для чего нужен предмет? », «Кто потрудился? », «Не ошибись», «Похож - не похож» и др. Например, самая простая д/и «Что изменилось? » имеет своей целью развитие наблюдательности, связной речи и памяти. Эта игра выручает воспитателя в разных режимных моментах (ООД, на прогулке, в утреннем приеме, даже во время приема пищи). Д/и «Для чего нужен предмет? » - водящий показывает играющим сам предмет или его изображение на картинке, ребенок должен рассказать, для чего он нужен, что им можно делать, кому необходим этот предмет. В этой игре развивается грамматический строй речи, закрепляются знания о профессиях человека и т.д. Развиваются интегративные качества: «любознательный, активный», «способный решать интеллектуальные личностные задачи, адекватные возрасту». Игры с предметами используем в ООД: «Формирование целостной картины мира», «Коммуникация». Настольно-печатные игры - очень интересное занятие для детей моей группы, любимое. Игры разнообразны по видам: разные виды лото, домино, парные картинки, «На земле, в небесах и на море», «Кто построил этот дом?», «Зоологическое лото», «Что где растет», «Кем быть», «Кто быстрее». «На земле, в небесах и на море», «Кто построил этот дом? », «Что где растет», «Кем быть», «Кто быстрее». Есть готовые, приобретенные в магазине игры и изготовленные своими руками с детьми. Приобретая такие игры, я старалась учитывать гендерное воспитание: для мальчиков – «На земле, небесах и на море», «Кто построил этот дом?»; для девочек – разные виды лото, «Что где растет? ». В этих играх формируется умение классифицировать предметы, развивается память, внимание, усидчивость, мелкая моторика (что очень важно для подготовительной группы). Закрепляются знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева и т. д., умение рассказать об изменениях, которые произошли с картинками. Особый интерес у детей возникает, когда воспитатель выступает в игре в качестве партнера, а ребенок берет на себя роль ведущего. Коллективное взаимодействие взрослого и детей в д/и способствует проявлению взаимовыручки, возникновению чувства защищенности, эмоциональной отзывчивости, развиваются интегративные качества: - «эмоционально отзывчивый», - «любознательный, активный», - «способный управлять своим поведением». Дети подготовительной группы могут играть и без водящего, например д/и «На земле, в небесах и на море» - закрепляют классификацию транспорта по принципу кто быстрее построит цепь из транспорта одного вида. Игры такого вида широко используются во время ООД по ФЭМП, ребенок и окружающий мир, коммуникация. В словесных играх используются приобретенные раннее знания о новых связях и новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Играя в дидактические игры, вовлекаешь детей в разные виды деятельности: закрепляются полученные знания, развивается речь детей, обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи, воспитываются дружеские взаимоотношения детей. Эти игры помогают мне в ООД по коммуникации, по формированию целостной картины мира (познание). (Д/и «Отгадай-ка», «Похож – непохож», «А если бы… », «Назови одним словом», «Летает – не летает» и д. р.). Развиваются интегративные качества: «любознательный, активный», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «овладевший необходимыми умениями и навыками». Словесные игры можно объединить в четыре основные группы: 1. Игры, формирующие умение выделять главные признаки предметов, например, д. /и «Отгадай-ка». Дети упражняются в описании предмета по представлению (по темам: транспорт, овощи, фрукты, профессии). В этих играх воспитывается находчивость, сообразительность, выдержка, развивается связная речь. 2. Игры, для развития умения сравнивать, например, «Кто больше заметит небылиц». В этой игре развивается умение отличать реальное от выдуманного. Еще можно использовать игры «Похож не похож», «А если бы. » 3. Игры, развивающие умение обобщать и классифицировать предметы. Например: «Кому что нужно», «Назови одним словом», «Назови три предмета»: развивается умение классифицировать предметы по определенному признаку, развивается мышление, речь, смекалка. 4.Игры на внимание, сообразительность, быстроту мышления: д. и «Испорченный телефон», «Летает – не летает», «Краски», «Черное и белое не называть». В этих играх воспитывается внимание, быстрота мышления, выдержка. Если в этих играх я принимаю участие вместе с детьми, они получают большее эмоциональное удовольствие от игры, так как ощущение справедливости победы пока еще не всегда переживается адекватно детьми 6-7 лет, а воспитатель на условиях игрока вместе с детьми помогает справедливо разрешить результат игры. Во время игры решаются задачи образовательной области «коммуникация», «познание». Я заметила, что дети, которые особенно любят играть в д/и, приобщают к игре своих родных дома (мам, пап, бабушек братьев и сестер). Родители обращаются с просьбой объяснить правила понравившихся игр, так как дети настаивают на своих правилах, им чаще хочется быть победителем в игре. Эти дети более усидчивы, ответственнее других, чаще доводят начатое дело до конца. Проблема процесса обучения посредством дидактических игр Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? - вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры правила, которых детям известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Наоборот» и др. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают любимые и сказочные цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке», - говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому-то дети всегда играют в такие игры. Проблема процесса обучения заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли по мере своего развития организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять, игры дополняя их все большим количеством правил, которые бы содержали не только техническую направленность, но добавляли новую краску эстетики, открывали образные понятия нравственности, а в комплексе не дали угаснуть ребячьему интересу к игре. Тонкость заключается еще в том, что взрослый (будь то воспитатель или родитель) не должен перегружать своим присутствием эмоционального пространства, его управление игрой должно быть похоже на ветер, который раздувает паруса в нужном направлении, а сам почти незаметен, в его атмосфере, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается доверие между ними и воспитателем, взаимопонимание, основанное на совместном переживании, которое они испытали в процессе игры - это, составляя сущность педагогического сотрудничества, должны помочь в разрешении проблем процесса обучения. 1.Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения и навыки, готовятся к обучению в школе. Дидактическая игра является одним из средств обучения детей дошкольного возраста, имеет свои особенности и функции, выделяется из большого количества игр своей структурой. Обучающие игры классифицируют по разнообразным направлениям. Классификация дидактических игр помогает педагогу сделать обучение детей с их помощью более интересным и увлекательным, не допускать в работе с детьми дублирования. Дидактические игры весьма сложны для руководства. В каждой возрастной группе дошкольного учреждения свои особенности руководства. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.